Ремонт полюсов роторов — это комплекс мероприятий по восстановлению или замене отдельных элементов полюсов роторов электрических машин (в первую очередь синхронных электродвигателей и генераторов), выполняемый для продления срока службы оборудования и обеспечения его надёжной работы.
К основным этапам и работам по ремонту полюсов роторов относятся:
- Снятие и установка полюсов любой конструкции. Иногда ремонт выполняется без демонтажа ротора
- Дефектация и осмотр: сначала тщательно осматривают место прилегания полюса к ободу ротора, удаляют загрязнения металлической щёткой и промывают специальными растворителями, а затем осматривают детали на наличие дефектов или износа
- Ремонт или замена межполюсных соединений, восстановление или замена изоляционных шайб и корпусной изоляции сердечников
- Ремонт или перемотка полюсных катушек. При необходимости изготавливают новые катушки и восстанавливают или полностью меняют витковую изоляцию на катушках
- Восстановление или замена демпферных обмоток и их сегментов, если они присутствуют на полюсах
- Механическая обработка: выпрямление, правка, рихтовка, а также пайка и зачистка повреждённых или выгоревших частей стержней и катушек
- Опрессовка и формовка катушек: после замены или восстановления изоляции катушки подвергают сушке, пропитке компаундом или лаком для повышения электрической и механической прочности
- Балансировка ротора после завершения всех восстановительных работ
Типичные проблемы, требующие ремонта полюсов:- Перегрев из-за ухудшения изоляции или коротких замыканий витков.
- Разрушение или деформация сердечника и катушек.
- Повышенный износ демпферных обмоток и токоподводов.
- Снижение сопротивления изоляции и появление механических повреждений
Материалы и технологии:
- При ремонте используются современные электроизоляционные материалы классов «F» и «H»
- Для пропитки катушек типично применяют изоляционные лаки марок МЛ-92, МГМ-8 и компаунды типа КП-34, КП-103, что увеличивает срок службы и надёжность обмоток
Важные замечания:
- Ремонт выполняется как на территории заказчика (например, если двигатель или генератор крупногабаритный), так и в заводских условиях
- После ремонта полюсов роторов проводится испытание оборудования на холостом ходу, с оценкой нагрева, сопротивления изоляции и вибрационных характеристик
Таким образом, ремонт полюсов роторов — это высокотехнологичный многоэтапный процесс, включающий диагностику, восстановление конструктивной и электрической целостности, а также последующее тестирование и возможную модернизацию оборудования.